Среда, 15.05.2024, 02:06Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №04(081)2011

Можно ли строиться на землях «для ведения КФХ»? Градостроительные ограничения и заблуждения о запретах на строительство

Современное российское законодательство написано таким языком, что многие существенные положения могут быть интерпретированы с юридической точки зрения совершенно по­разному. Истина по неоднозначным вопросам до возникновения серьёзных конфликтных ситуаций устанавливается мнением чиновников в инстанциях, а после — определяется в судах. Мнение чиновников, как показывает практика, — вещь весьма непостоянная и зависит от множества как объективных, так и субъективных факторов.

В вопросах строительства на земельных участках с видом разрешённого использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) у чиновников, как правило, нет внятной позиции из­за отсутствия реальной практики. А информацию о судебных решениях на интересующую нас тему разыскать пока не удалось.

Нижеследующие выводы основаны на теоретическом изучении законодательства.

 

Согласно Федеральному закону от 11 июня 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» № 74-ФЗ,  для деятельности КФХ допускается наличие в составе имущества КФХ построек как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного назначения, т. е. жилого, рекреационного, промышленного и т. п.

 

Закон о КФХ № 74­ФЗ

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства.

1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

В данном случае жилой дом или жилое строение — отдельная постройка постоянного типа, рассчитанная на длительный срок службы, вся или не менее 1/2 площади которой предназначено и используется для проживания — по нашему мнению, как раз и является «иной» (т. е. несельскохозяйственной) постройкой, то есть объективно необходимым для осуществления деятельности фермерского хозяйства имуществом, перечень которого, согласно ст. 6 ФЗ о КФХ, является открытым. При этом в случае строительства зданий и капитальных строений (капитальный склад, цех, амбар, овощехранилище, мастерская, гараж и т. п.) вид разрешённого использования «для ведения КФХ» подразумевает необходимость получения разрешения на строительство. Некапитальные строения и сооружения (бытовка, сарай, навес), а также объекты, которые могут быть отнесены к постройкам «вспомогательного использования» (баня, погреб, туалет), возводятся без получения разрешений на строительство (п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ). Оформление таких построек в регистрационной палате является добровольным.

Действующим законодательством не установлены какие-либо особые режимы или условия, ограничивающие строительство на фермерской земле. Практически нет ограничений по площади — как, например, в случае с земельными участками для ведения ЛПХ (личное подсобное хозяйство), с/х производства или садоводства. Например, на земельных участках для ведения садоводства не допускается строительство более одной постройки с одним видом использования. То есть можно построить только 1 садовый домик (жилой дом можно строить, только если участок находится на землях населённых пунктов), 1 баню, 1 сарай и т. д. На фермерской же земле нет ограничений ни по количеству строений, ни по площади участка. Само собой, необходимо соблюдать все градостроительные, пожарные, санитарные, гигиенические и другие нормативы, поскольку в ином случае могут быть применены штрафные санкции за несоблюдение обязанностей по использованию земли (в частности, обозначенных в статье 42 ЗК РФ).

 

Закон о КФХ № 74­ФЗ

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.

1. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

После прочтения этой статьи хочется сказать: да, очевидно, фермер может покупать участки для строительства. И в природе, видимо, есть участки из состава земель с/х назначения, предназначенные «для строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для осуществления деятельности КФХ». Например, наименее ценные в с/х отношении, худшие по плодородию, не относящиеся к землям, включённым в перечень особо ценных продуктивных сельхозугодий согласно п. 4 ст. 79 ЗК РФ. Этот вывод подтверждают законы субъектов РФ. Но на практике нам такая экзотика не встречалась, и местные чиновники такого не слыхивали.

*     *     *

Хотя статья 11 является единственной во всем федеральном законодательстве, где упоминаются постройки на участке для ведения КФХ, об этом прекрасно известно законодательству субъектов РФ. Дело в том, что каждая область обязана иметь закон о своём административно-территориальном устройстве (скачать: http://www.eco-blagodat.ru/zakon/zakoni_ob_obrazovanii_novih_nas_punktov%20.rar). В этих законах перечисляются существующие в области административно-территориальные единицы: районы, округа, населённые пункты, а также прописывается порядок их образования, изменения или упразднения. Практически всегда там даётся определение населённого пункта. И очень часто за этим определением следует примерно такая фраза:

Не являются населёнными пунктами одиночные жилые дома (строения), находящиеся вне границ населённых пунктов, а также места временного проживания населения или объекты служебного назначения в какой-либо отрасли экономики, както: дома лесников, бакенщиков, железнодорожников, постройки фермеров на их участках, стационарные полевые станы, лесные кордоны, пасеки, сторожки и т. п. Такие объекты не учитываются как самостоятельные населённые пункты и числятся за теми населёнными пунктами, с которыми они связаны в административном или территориальном отношениях…

 

Вот примеры таких статей в законах об административно-территориальном устройстве:

 

Закон Архангельской области от 5.03.1996 г. № 31-21-ОЗ (ст. 15, п. 3):

Населённые пункты, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения, а также одиночные дома не составляют самостоятельные поселения и числятся за теми поселениями, в границах которых они находятся.

Закон Республики Башкортостан от 20.04.2005 г. № 178-з (ст. 6, п. 4):

Группы домов, законно используемые гражданами для проживания и хозяйственной деятельности, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы и другие объекты, связанные с обслуживанием транспорта или охраной путей сообщения, метеостанции и так далее), а также одиночные дома не составляют самостоятельные населённые пункты и числятся за теми населёнными пунктами, с которыми они связаны в административном или территориальном отношениях.

Закон Брянской области от 5.06.1997 г. № 13-З (ст. 12, п. 2):

Территории, на которых расположены входящие в систему какой-либо отрасли хозяйства объекты служебного назначения, имеющие временное значение, непостоянный состав населения, и которые используются лицами для временного (сезонного) проживания (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, постройки фермеров на их участках, иные объекты, связанные с обслуживанием соответствующих отраслей хозяйства), а также одиночные дома не учитываются как самостоятельные населённые пункты и числятся за теми населёнными пунктами, с которыми они связаны в административном или территориальном отношениях.

Закон Воронежской области от 27.10.2006 г. № 87-ОЗ (ст. 11, п. 7):

Здания, строения, сооружения, являющиеся объектами служебного назначения в системе отрасли хозяйства (железнодорожные будки, разъезды, железнодорожные казармы, кордоны, дома лесников, бакенщиков, другие объекты, связанные с обслуживанием транспорта или охраной путей сообщения, метеостанции и т. д.), не составляющие территориальные единицы, подлежат приписке к близлежащим территориальным единицам в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам административно-территориального устройства.

Закон Владимирской области от 10.12.2001 г. № 130-ОЗ (ст. 2):

Объекты служебного назначения в системе отрасли народного хозяйства (железнодорожные будки, дома лесников, полевые станы и т. п., связанные с обслуживанием транспорта, охраной путей сообщения, ведением сельскохозяйственного производства и т. д.) относятся к тем населённым пунктам, с которыми они связаны в административном или территориальном отношении.

Закон Ивановской области от 31.03.2003 г. № 27-ОЗ (ст. 28, п. 2):

На территории области находятся отдельные участки, имеющие временное значение и непостоянный состав населения и являющиеся объектами служебного значения в соответствующей отрасли экономики (железнодорожные будки, дома лесников, другие, связанные с обслуживанием соответствующих отраслей хозяйствования — транспорта или охраны путей сообщения, метеостанций и иных подобных объектов), а также одиночные дома.

Закон Республики Калмыкия от 6.11.2001 г. № 138-II-З (ст. 2, п. 6):

Населённые образования, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения в соответствующей отрасли экономики (животноводческие точки, стационарные полевые станы, производственные базы крестьянских хозяйств, дома лесника, метеостанции, железнодорожные будки и т. д.), а также одиночные жилые дома не являются самостоятельными населёнными пунктами и находятся в ведении муниципальных образований, с которыми указанные поселения связаны административными, производственными или территориальными отношениями.

Закон Калужской области от 5.07.2006 г. № 229-ОЗ (ст. 6, п. 4):

Объекты служебного назначения в системе отрасли народного хозяйства (железнодорожные будки, дома лесников, другие малочисленные населённые территории, связанные с обслуживанием транспорта, охраной путей сообщения, электроснабжения, ведением сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства, одиночные дома и т. д.) относятся к тем населённым пунктам, с которыми они связаны в административном и (или) территориальном отношении.

Закон Карачаево-Черкесской республики от 24.02.2004 г. № 84-РЗ (ст. 4, п. 3):

Населённые территории, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения, а также одиночные дома административно-территориальными единицами не являются и числятся за населёнными пунктами, в границах которых они находятся либо к которым примыкают.

Закон Кемеровской области от 27.12.2007 г. № 215-ОЗ (ст. 6):

Небольшие населённые пункты, группы строений, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков и другие селения, связанные с обслуживанием транспорта или охраной путей сообщения, метеостанции и т. д.), а также одиночные дома не составляют самостоятельные населённые пункты, то есть не являются административно-территориальными единицами, и числятся за теми населёнными пунктами (включаются в состав тех населённых пунктов), с которыми они связаны в административно-территориальном и культурно-историческом отношениях.

Закон Курганской области от 27.12.2007 г. № 316 (ст. 2, п. 7):

Одиночные жилые дома и обслуживающие их строения и сооружения, временные постройки, объекты служебного назначения (железнодорожные будки, дома лесников, полевые станы, постройки, связанные с обслуживанием транспорта, охраной путей сообщения, электроснабжения, ведением сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, и иные постройки) не являются административно-территориальными единицами и относятся к тем населённым пунктам, с которыми они связаны в административном и (или) территориальном отношении.

Закон Липецкой области от 7.05.1996 г. № 38-ОЗ (ст. 10, п. 3):

Поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства (железнодорожные будки, дома лесников, полевые станции, связанные с обслуживанием транспорта, в том числе трубопроводного или охраны путей сообщения и т. д.), а также одиночные дома — не составляют самостоятельные поселения и числятся за теми территориальными (муниципальными) образованиями, в границах которых они находятся.

 

Закон Новгородской области от 11.11.2005 г. № 559-ОЗ (ст. 5, п. 4):

Одиночные дома и строения, находящиеся вне границ населённых пунктов, закрепляются за теми населёнными пунктами, с которыми они связаны в административном или территориальном отношении.

Закон Ростовской области от 25.07.2005 г. № 340-ЗC (ст. 4, п. 6):

Группы строений, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, являющиеся объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства (полевые станы, метеостанции, строения, в которых проживают люди, занятые обслуживанием транспорта или охраной путей сообщения), а также одиночные дома (дорожные будки, дома лесников, бакенщиков, железнодорожников) не являются самостоятельными населёнными пунктами и входят в состав ближайших к ним населённых пунктов.

Закон Рязанской области от 12.09.2007 г. № 128-ОЗ (ст. 17, п. 5):

Населённые пункты, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства, а также одиночные дома не составляют самостоятельные населённые пункты и числятся за теми населёнными пунктами, с которыми они связаны в административном или территориальном отношениях.

Закон Тамбовской области от 21.06.1996 г. № 72-З (ст. 4, п. 8):

Небольшие населённые пункты, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы и другие селения, связанные с обслуживанием транспорта или охраной путей сообщения, метеостанции и т. д.), а также одиночные дома не составляют самостоятельные населённые пункты и числятся за теми населёнными пунктами, с которыми они связаны в административном или территориальном отношениях.

Закон Республики Татарстан (ст. 28, п. 4):

Населённые образования, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения, а также одиночные дома не являются самостоятельными населёнными пунктами, подлежат приписке к населённым пунктам, с которыми они связаны в административном или территориальном отношении.

 

То есть ЗАКОНЫ МНОГИХ СУБЪЕКТОВ РФ ВПРЯМУЮ ПРИЗНАЮТ ЗА ГРАЖДАНАМИ ПРАВО ВОЗВОДИТЬ ОДИНОЧНЫЕ ЖИЛЫЕ ДОМА И СТРОЕНИЯ, А ЗА ФЕРМЕРАМИ — ПРАВО ВОЗВОДИТЬ ПОСТРОЙКИ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ НУЖДАЮТСЯ В ПОЛУЧЕНИИ СТАТУСА НАСЕЛЁННОГО ПУНКТА, так как должны быть отнесены к ближайшему населённому пункту «просто на бумаге». Это означает, что чиновники соответствующих инстанций должны просто выделить на земельном участке КФХ его застроенную часть (например, 3–5 соток) и, не меняя её категорию, приписать её к ближайшему населённому пункту. Ни межевания, ни раздела участка, ни «получения статуса населённого пункта» не требуется — так как эти постройки имеют служебное (вспомогательное) назначение в соответствующей отрасли экономики (в данном случае — в сфере сельского хозяйства). И признаются законом они именно потому, что без их возведения невозможно обезпечить использование земельного участка по его основному целевому назначению (в данном случае — производство сельскохозяйственной продукции). Поэтому чиновники должны просто отнести эти постройки к тому населённому пункту, с которым они связаны в административном или территориальном отношении. Так требует закон! — и считает такое использование земельного участка полностью соответствующим его целевому назначению. И тем самым показывает, что рассредоточенный тип расселения людей юридически никто не отменял!

*     *     *

Предусмотренный законодательством порядок оформления самих построек состоит в следующем:

– на первом этапе заказывается проект будущего объекта строительства и изготавливается (вручную или архитектором) ситуационный план — схема участка с указанием места размещения объекта. Далее со службами коммунального хозяйства согласовываются технические условия подключения объекта к инженерным сетям. При наличии этих документов плюс документов на земельный участок (межевой план, кадастровый паспорт, выписки из ЕГРП) отделом архитектуры и градостроительства выдаётся градостроительный план земельного участка, который, в свою очередь, необходим для получения разрешения на строительство. Поскольку эта процедура может затянуться на неопределённый срок, на практике строительство почти всегда начинается без утверждённой надлежащим образом документации в надежде на её последующее получение.

Примечание. При возведении фермером жилых построек, не привязанных к коммуникациям (отопление печное, электричество солнечное, вода колодезная, канализация автономная и т. п.) либо подпадающих под стандарты экодома, согласование технических условий на подключение к инженерным сетям является необязательным, а подготовка проекта жилого дома не требуется (п. 3 ст. 48 ГРК РФ).

– На втором этапе оформляется разрешение на ввод построенного объекта в эксплуатацию, что подразумевает: 1) создание комиссии по вводу объекта в эксплуатацию; 2) приглашение представителя управления градостроительства и архитектуры для получения соответствующего акта обследования постройки; 3) проведение радиологических замеров (оформляется актом); 4) получение актов о работе дымоходов, отопления и вентиляции; 5) получение справки о подключении к электрическим сетям, водопроводу, канализации; 6) визы Госпожарнадзора и Санэпидемстанции. При наличии этих документов 7) комиссия составляет акт о приёмке объекта в эксплуатацию. После 8) утверждения этого акта в местной администрации 9) выдаётся разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ).

Примечание. Для фермеров, которые намерены строить жилые дома, этот этап сейчас является необязательным, т. к. при возведении объектов ИЖС до 1 марта 2015 года разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется (ч. 4 ст. 8 ФЗ «О введении в действие ГРК РФ»).

– На третьем этапе проводится технический учёт постройки в БТИ, включающий в себя: 1) подачу заявки на инвентаризацию с пакетом документов и авансовой оплатой работ; 2) осмотр объекта на местности (обмер строения техниками БТИ, составление плана размещения строения на участке); 3) получение готовых документов: справки «Ф-11» об инвентаризационной стоимости строения и кадастрового паспорта, являющегося основанием для регистрации права собственности. Технический паспорт (с подробным поэтажным планом объекта) изготавливается по желанию заявителя.

Примечание. В настоящее время в законодательстве о техническом учёте идут изменения. В частности, для объектов капстроительства, не относящихся к жилищному фонду, и объектов ИЖС, построенных после 1 марта 2008 г., технический учёт упрощается, а инвентаризация становится добровольной (См.: http://base.garant.ru/12178183).

– Процедура оформления завершается выдачей свидетельства о регистрации права собственности на здание (строение) в отделе Росреестра («регистрационной палате»). После этого постройка приобретает статус недвижимого имущества. С одной стороны, это влечёт обязанность по уплате налога на имущество, а также ряд других соответствующих обязанностей, с другой, такую постройку можно легально продать, подарить, завещать, а если она является жилой — зарегистрироваться («прописаться») в ней по месту жительства. В свою очередь, наличие прописки даст возможность оформить материнский капитал на строительство жилья, на правах местного жителя создать ТОС, заказать напрямую у лесничества древесину и т. п.

Такова классическая процедура оформления, в которой прямое участие принимают частные архитекторы, формирующие проект застройки, а также планировку расположения объектов на самом участке, органы градостроительства, органы государственного надзора (контроля) и местная администрация. Порядок оформления фермерских построек, безусловно, может (и даже должен) несколько отличаться. Но отследить подобные вещи на практике тоже пока не удалось. Поскольку строительство — это прерогатива архитекторов, то по выяснению подобных нюансов оформления лучше с самого начала обращаться непосредственно к ним.

*     *     *

Описанный порядок оформления объектов капитального строительства, начиная от формирования проекта, его согласования с надзорными и властными инстанциями, получение разрешительной документации, инвентаризация и т.д., является удовольствием весьма дорогим, затратным по времени и крайне трудоёмким. Как результат, многие фермеры, особенно вдали от мегаполисов, осуществляют строительство без предварительного оформления. Чем чреваты такие действия?

Согласно статье 9.5 КоАП РФ, штраф за осуществление капитального строительства без получения соответствующего разрешения для физических лиц составляет от 2000 до 5000 рублей, для юридических лиц — от 500 000 до 1 млн рублей.

Как часто могут штрафовать и могут ли? Не могут, если постройка является постройкой «вспомогательного использования» (баня, сторожка, общежитие и т. п.), а значит, и нарушения нет.

Процедура оформления, в случае если оно необходимо, как уже было сказано, ничем не отличается от оформления строений на жилых (ИЖС) или приусадебных (ЛПХ) участках в населённых пунктах, даже наоборот — в нашем случае больше свобод при строительстве, чем в городской или даже в сельской черте.

Очень важно помнить, что постройка не должна находиться в охранной зоне водоёма, санитарной, защитной или какой-либо другой особо охраняемой зоне, а также зоне нахождения линейных объектов (ЛЭП, газовые магистрали, кабели и т. п.). Там строительство запрещено. Если на земельном участке нет зон, запрещающих строительство, — строительство на нём не запрещено!

При соблюдении СНиПов и правил худшее, что можно ожидать, — возможное ежегодное штрафование от 2000 до 5000 руб. (для физ. лиц) за возведение объектов капитального строительства без получения разрешений, до тех пор, пока обладатель участка не оформит свои постройки в органах архитектуры или в суде.

Если целью чиновников является — отобрать участок, то это невозможно без проверки земельной инспекции, которая должна установить факт неиспользования земельного участка в течение трёх лет либо факт использования участка не по назначению, и назначить срок для устранении нарушений. За это время постройку можно успеть легализовать. Если же дело всё-таки доходит до суда, оно чаще всего прекращается во второй инстанции за малозначительностью правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).

При изучении прецедентов сноса построек оказывается, что постройки либо были возведены самовольно на чужих участках без согласия собственников, либо находились в охранных зонах, не допускающих строительство. Правовым основанием для такого сноса является Гражданский кодекс РФ, который содержит определение «самовольной постройки».

 

Гражданский кодекс РФ (часть первая)

Статья 222. Самовольная постройка.

1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведённом для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Вывод первый. Закон относит к самовольным постройкам только объекты недвижимого имущества. А согласно статье 130 ГК РФ, недвижимым имуществом является всё, что прочно связано с землёй, то есть такие объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. Следовательно, все строения и сооружения некапитального характера самовольными постройками не являются.

2. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим её лицом либо за его счёт, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом … за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

Вывод второй. Если вы являетесь собственником участка «для ведения КФХ», вы можете легализовать свою постройку через суд. В суде нужно доказать, что постройка не нарушает чьих-либо прав (например, соседей) и является безопасной (соответствует СНиПам, требованиям пожарной безопасности, санитарным требованиям). Поэтому рекомендуется не только соблюдать все эти требования, но и строиться с «запасом» прочности. Суды же решают такие иски в основном в пользу граждан, т. к. в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года прямо указано:

Пункт 26. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Вывод третий. Если вы обращались за получением разрешения на строительство (и получили отказ), суд обязан признать вашу постройку законной. Далее на основании решения суда производится регистрация права собственности.

*     *     *

Резюме. Согласно ст. 263 ГК РФ и пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, собственник любого земельного участка имеет право на его застройку. В соответствии со ст. 43 ЗК РФ возведение или не возведение строений или сооружений является правом собственника земельного участка. Поскольку запрета на строительство на землях КФХ нет, то данные нормы законодательства являются применимыми.

 

Кто обладает практической информацией по тому, как правильно оформлять постройки, пишите: zkartina@yandex.ru; vassilijus@mail.ru. Всё, что касается строительства, планируется добавлять в раздел «Комментарии и статьи» на сайте поселения Живая картина http://www.zhivayakartina.ru.

 

Василий Петров. ПРП Заветное, Владимирская область
vassilijus@mail.ru

Владимир Бахарев. ПРП Живая картина, Тульская область
zkartina@yandex.ru 

Категория: №04(081)2011 | Добавил: winch (13.11.2015)
Просмотров: 746 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024