Пятница, 17.05.2024, 14:50Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №03(092)2012

Другая школа – другая Россия

Банальная фраза, звучащая особенно часто накануне выборов: в центре всех преобразований должен быть человек. Дальше этой фразы политики обычно не идут, так как одни просто не знают, куда идти, другие догадываются о предстоящих трудностях и неопределённостях этого скользкого пути и проявляют осторожность. Реальное обновление образования может сулить правящей элите неслыханные возможности, но в этом бурном потоке надо ещё суметь проявить адекватные организационные способности.

Предполагаю, что настоящий интерес к образованию мы ощутим с приходом к власти достаточно независимого, умного, честного и амбициозного политика, который сообразит, что обновлённая школа может стать не ящиком Пандоры, а политическим инструментом нового типа. Сильные политики уровня Владимира Путина при условии честного отношения к делу могут тоже пригодиться, но они не могут определять вектор развития, так как напрямую заинтересованы в консервации своих личных достижений.

На смену информационному обществу грядёт постинформационное — где главную роль начинают играть не информационные, а образовательные (гуманитарные) технологии. Информационные технологии не исчезнут, но будут играть инструментальную, вспомогательную роль. Уход эпохи главенства информации уже просматривается — никаких принципиально новых решений на горизонте не появилось за несколько лет. Мы не становимся на шаг сильнее и богаче от появления смартфона. Дети не становятся более здоровыми, умными, счастливыми от увеличения тактовой частоты процессора в три раза. Но при этом растёт гиподинамия и падает творческий потенциал.

Важнейшая образовательная «технология» — управление развитием общества. Технология масштабная, вовлекающая в процесс развития весь ресурс — от родильных домов до Государственной думы.

Перед обществом и перед школой в частности должна быть поставлена задача опережающего развития человека, потенциально готового к новым вызовам и угрозам, умеющего не просто выживать, а вершить свою судьбу в согласии со своей Природой.

 

ПРАКТИКА

Сегодня мы можем говорить о некоторых ростках нового образования, пробивающихся сквозь асфальт системы массового обучения. Вырастить новое образование можно вне этого асфальта.

Автор — участник и организатор многочисленных проектов альтернативного образования, реализованных более чем за 30 лет в различных масштабах и на различных территориях. Это были авторские школы, клуб творческой педагогики «Эврика», организационно-деятельностные игры, частные школы, государственные школы, семейные школы, родовые школы, школы экопоселений, театральные школы, детские образовательные лагеря и т. д. Опишу кратко некоторые базовые единицы и принципы организации этих проектов. По каждому из этих разделов можно продвигаться отдельно. Материал накопился огромный. Даже краткий ознакомительный семинар обычно занимает 2–3 дня. Я понимаю, что большую статью никто не осилит, буду продвигаться по возможности кратко.

 

Позиция ученика

Ученик — не просто главное звено школы. Это главный двигатель образования. Если этого не происходит, если ребёнок лишь потребляет приготовленные для него «знаниевые продукты», — образования нет.

Для того чтобы возник ТАКОЙ ученик, необходима целенаправленная работа, которая начинается… до рождения малыша, продолжается в детском саду, а на решающий этап выходит в возрасте 8–10 лет. В наших проектах никогда не было «завуча», составляющего расписание уроков. Ему просто нет здесь места. И расписание «уроков» — это прежде всего расписание Дел, придуманных, спланированных, реализованных, проанализированных и оценённых самим учеником, удерживающим вместе со взрослыми цели и ценности образования.

Одним из инструментов Ученика является его Недельный План Дел (НПД), который он составляет в конце недели — на следующий период. Есть и годовой план, включающий крупные дела, график освоения предметного материала и другие жизненные задачи.

Если в школе 500 учащихся, при этом в идеале 500 Учеников, — возникает первая техническая задача: увязать 500 различных образовательных траекторий в единый динамический процесс. Кратко скажу, что задача весьма сложная, но решение имеет. Хотя начинать массовое внедрение этой технологии я бы рекомендовал с небольших школ — до 140–150 учащихся. Возможно, это вообще оптимальный масштаб общеобразовательной школы.

 

Добровольность обучения

Этот методический принцип, пожалуй, самый сложный, тем более, что он натыкается и на требование обязательности обучения и — вроде бы — на здравый смысл: что будет, если не заставлять детей учиться? Будет или полный бардак, или — начнётся, собственно, процесс образования. Однако, если задача воспитания Ученика осознанно решается, этот принцип работает самым естественным образом.

 

Оценки и отметки

В наших школах приняты следующие виды оценивания:

1) самооценка Учащегося (99% случаев);

2) зачёт — не зачёт (ежемесячный открытый контроль знаний, «микро-ЕГЭ).

Самооценка — важный механизм формирования учебной деятельности. Без неё ученик постоянно «привязан» к учителю и не может целенаправленно обучаться (не может контролировать — к той ли цели он приближается и движется ли вообще).

 

Мотивация

Очень многие родители задают сегодня вопрос — что можно сделать, чтобы у ребёнка появился интерес к обучению? Лет 30 назад работали простые и, казалось бы, убедительные стимулы: будешь плохо учиться, — не попадёшь в 9 класс.

Как правило, в массовом обучении используется опора на внешнюю мотивацию: от системы выставления оценок до психологического прессинга, связанного с вызовом родителей в школу.. В наших школах учащиеся избавлены от этих манипуляций.

Ведущий способ мотивации — опора на внутренние мотивы обучения. А что является внутренним мотивом? Что «изнутри» может меня заставить (увлечь, заинтересовать, зажечь — нужное подчеркнуть!) осваивать непонятно кем и для чего написанные учебники?

Вот золотые правила, выполнение которых открывает источник внутренней мотивации:

1. Добровольность обучения;

2. Ученик играет ведущую роль в управлении учебным процессом;

3. Осмысленность каждого действия;

4. Я изучаю учебный материал не только для себя, но и для других: научился сам — научи товарища.

Последнее правило реализуется в том, что наши учащиеся по мере взросления периодически попадают в одну из следующих позиций:

• ученик;

• преподаватель учебного материала;

• методист;

• ведущий (модератор) дискуссии (при подведении итогов недели, при организации докладов по материалам исследований и т. д.);

• дежурный директор школы.

 

Геометрия школы

Какие образы возникают перед глазами при слове «школа»? Нет, не обязательно авторитарные учителя и несущийся по коридору в столовую 8-г. Как минимум мы представляем себе ряды парт, выстроенных так, чтобы сидеть непременно затылок в затылок. Все взоры — на доску, всё внимание — на учителя. В идеале, как у В. Ф. Шаталова, одноместная посадка.

В наших школах геометрия иная. Очень часто ребята в рабочей группе сидят за одним общим столом. В группе — от 3 до 10 человек, чаще 5–6. Источник информации — не только на доске. Он рядом с тобой и внутри тебя. Как можно обучиться диалогу, глядя 11 лет в затылок товарищу?

 

Организация учебного материала

В наших учебных программах стандартно различаются три типа материала:

1) Понятийный. Тот, что организует мышление. Сюда, например, относятся такой раздел, как понятие числа в математике, понятие события в истории и т. д. Этот тип материала обычно полностью выпадает из стратегии массового обучения. Человек, не получивший достаточной практики работы с понятиями, не владеет своим мышлением.

2) Исследовательский. Здесь работа организована так, что знания не даются в готовом виде, а добываются в результате исследований, изучения литературы, подготовки докладов и т. п. Примеры исследований: «Протокорни русского языка»;  «Удивительные свойства треугольника»; «Крещение Руси»; «Свойства корней квадратного уравнения»; «Влияние способа питания на иммунитет» и др.

Обычно эти работы выполняются в режиме погружений в материал на 1–2 дня, либо в режиме лабораторных задач на пару часов. Сюда попадает значительная часть материала по истории, географии, литературе, физике, химии.

3) Технический. Здесь учимся грамотно писать, быстро и точно считать, легко и выразительно читать, проникая в суть прочитанного. Собственно, эта часть работы приблизительно соответствует государственному стандарту образования.

Что значит — различается материал? Это означает, что в любой момент и ученик и преподаватель всегда знают, над чем работают и для чего. Это результат требования осмысленности в обучении.

Указанный учебно-образовательный материал занимает в школе около 40% времени. Больше просто не требуется. Этого времени обычно хватает на то, чтобы освоить всю существующую школьную программы — с осмыслением и без перегрузок. А главное — с пониманием, для чего всё это нужно.

Итак, 40% времени у нас уходит на освоение государственного стандарта. На что мы потратим оставшиеся 60% времени?

1) На индивидуальные образовательные программы, на творческие проекты и т. д.

2) На экскурсии и поездки по стране, на посещение музеев и обсерваторий;

3) На спорт, шахматы, активный туризм и здоровье;

4) На практику в своих питомниках, садах и огородах, поместьях;

5) На музыкальные и художественные школы и т.  д.

 

Учебные предметы (обзорная экскурсия)

Математика

Вся школьная математика (с основой геометрии) — это 25 крупных блоков и 12 погружений (исследований).

Крейсерская скорость — 1 блок за 1 месяц. Таким образом, за 25 учебных месяцев (3 учебных года) каждый ученик при стандартной скорости обучения может закончить всю школьную математику и сдать ЕГЭ.

Русский язык

Эта программа — чуть больше по объёму, 36 блоков, да сверх этого ещё 5 блоков особой программы «Русское письмо». На качественное освоение уходит около 4 лет.

Чтение

Для получения качественного результата мы сконструировали особый предмет «Осознанное чтение». В течение полугода ученик вырабатывает техники и способы проникновения в смыслы любого текста — от «Курочки Рябы» до диалогов Сократа.

Развитие навыков чтения, а затем формирование художественного вкуса и любви к хорошей книге происходит в формате игровой программы «Изба-читальня».

Физкультура

В соответствии с известной поговоркой «В здоровом теле — здоровый дух» программа учебного предмета охватывает все аспекты человеческой сущности. Осуществляется в игровом режиме посредством освоения практик, касающихся всех девяти планов бытия. На первом уровне ставится понятие здравия на всех планах бытия, в игровом режиме постигается принцип, что быть культурным человеком означает быть цельным и здоровым. На втором уровне происходит ознакомление с базовыми практиками. Третий уровень — уровень мастеров. На этом уровне учащийся овладевает навыком управления здоровьем, получает базовые навыки целительства, оказания первой помощи пострадавшему.

Итогом освоения программы является идеальное здоровье целостной личности. Общие базовые показатели здоровья — высокая выносливость, гибкость, энергетическая защищённость, высокий иммунитет, заряженность на дела, присутствие духа.

История

Наиболее запутанный и исковерканный учебный предмет. Слишком многое зависит в нашем миропонимании от его содержания, многие заказные авторы приложились к той ложной версии, которую вынуждены изучать наши дети. Вопрос с истиной в истории не такой простой. Многие читатели были свидетелями распада СССР. Но опроси сейчас 100 человек, как эти события происходили на самом деле, и вы получите сотню различных версий, различных пониманий и личных отношений. А ведь всё происходило буквально на ваших глазах!

Изучая историю, мы формируем историческое мышление и овладеваем системным подходом. Мы вскрываем движущие силы, понимаем причины и следствия событий, предъявляем свою жизненную позицию. История — это система исторических фактов, методов её изучения и отношений исследователя. Значит, мы обязаны передать учащемуся всю эту систему, а не только голую хронологию и трактовку, заточенную на некие политические пристрастия.

Постижение истории проходит в три этапа.

1. История моего Рода. Мы исследуем своё Родовое Древо, общаемся со старшим поколением, набираем материал: что мы знаем о своих родителях, о своих Предках. Интересует всё — их имена, даты жизни, место жительства, факты биографии, род деятельности, участие в исторических событиях. Мы собираем старые фотографии, рассказы, ведём поиск в архивах. Постепенно это полотно событий выстраивается как историческое, наша жизнь начинает выглядеть не маленьким осколком «больших событий», а частью единого исторического целого, частью России, частью человеческой цивилизации.

2. История моего народа. Мы начинаем её с изучения древнейшей истории, замалчиваемой в программах массовой школы. Мы узнаём о жизни наших далёких Предков по тому наследию, которое имеем. Да, материалов не очень много, но с каждым археологическим и лингвистическим открытием мы получаем всё больше достоверной информации. Параллельно проходит важный этап обучения, связанный с умением работать с научными гипотезами и историческими реконструкциями.

3. Мировая история. Она выстраивается в контексте отечественной, а не наоборот, по единственной причине: наша культура оказала решающее влияние на складывание земной цивилизации. Постигая пути отечественной культуры, начинаешь отчётливо понимать, как складывалась мировая история.

Не только на уроках истории, но и в повседневной жизни мы пользуемся двумя календарями: распространённым сегодня католическим и Солнечным КолоДаром. Ученики используют традиционную хронологию, согласно которой мы живём в преддверии 7520 круголета.

 

Программа «Осознанное чтение»

1. Умение читать

1.1 Чтение букв и слогов (прямых, обратных и с примыканием).

1.2 Чтение слов (в том числе «трудных», с разбором, типа: пространство, мышление, каллиграфия, аэрофотосъёмка, распоряжение, деревообработка, шлифовальный, методологический, спекулятивный, пергамент, фюзеляж, выпрямитель, сейсмоустойчивый и т. п.).

1.3 Чтение предложений с соблюдением необходимой интонации и пауз.

 

Слово (в режиме погружения).

Загадки слов Русского языка. Корнесловие — первый ключ к пониманию тайны слов.

Слово — символ образа. Смысл слова.

Откуда берутся слова?

Магия Слова:

• Предмет и имя предмета. Вещи и вещание.

• Человек и имя человека. Почему меня так назвали? Моё полное имя. Родовое имя.

 

2. Извлечение смыслов

2.1 Понимание 1-го уровня. Снятие и удержание сюжетной линии в форме знаковой конструкции (схемы событий, цепочки рассуждений и т. п.). Необходимо разбить текст на фрагменты, смысловые единицы и зафиксировать их в виде рисунка, схемы, графика (в зависимости от характера текста подбираются адекватные способы знаковой фиксации).

2.2 Понимание 2-го уровня. Выделение деятельностной структуры текста:

• как действий участников (если есть);

• как последовательности операций (руководства, инструкции, рецепты…)

• как структуры разворачивающихся смыслов (например, при описании пейзажа, в философских размышлениях).

Различение события («яичко упало», «разбилось») и действия («мышка махнула хвостиком»). Схема улавливает возможную причину (пока это лишь гипотеза!) и следствие.

Здесь важно обсудить: кто и что фактически делал. Пока без ответа на вопросы — зачем и почему. Дед — бил. Мышка — бежала. И удержать в простейшей схеме.

2.3 Понимание 3-го уровня. Выделение деятельностных оснований действий и их фиксация в виде знаковой конструкции:

• с какой целью совершаются действия (либо действия не имеют цели?

• осознают ли действующие лица свои цели?

• почему совершаются эти действия, осознают ли герои свои основания?

2.4 Понимание 4-го уровня. Описание типа сознания действующих лиц: какие «знаковые конструкции» управляют их действиями (страх, зависть, хвастовство… — как это «работает»?). Как устроено «сознание» зайца, волка, медведя? Как устроено «сознание» Колобка, если лисица всё же съедает его на последнем этапе? Как устроено «сознание» лисицы? Как происходит столкновение подобных знаковых конструкций? В какой «картине мира» находятся эти персонажи? Встречаем ли мы подобные конструкции в жизни? Кто управляет нашими страхами? Нашей завистью? Нашим хвастовством? Нашим стремлением к материальному благополучию? Как он это делает? Зачем он это делает?

2.5 Понимание 5-го уровня. Вскрытие позиции автора. Что он нам этим текстом хотел сказать? Сделать? 

2.6 Формирование позиции читателя: что практичного мы извлекли из этого текста?

Пояснения:

1. Умение выделять и фиксировать неявные смыслы письменного и устного текста — одно из важнейших качеств образованного человека. Это и защита от манипуляций сознанием, и возможность читать «между строк», и способность разговаривать на уровне оснований.

2. В зависимости от характера текста схема понимания может изменяться. Могут не понадобиться все 5 уровней, а могут потребоваться и дополнительные. Может оказаться, что на первых этапах анализа встретятся ложные представления автора и надо будет понять — это ошибка или умысел (причём, не обязательно злой).

3. Материалом для данной программы могут служить тексты: сказки «Курочка Ряба», «Колобок» и др.; рассказы Л. Н. Толстого «Косточка», «Прыжок» и др.; басни И. А. Крылова; рассказы А. П. Чехова «Пересолил», «Толстый и тонкий» и др.; диалоги Платона (например, фрагмент диалога «Лисид» и др.); газетные статьи на любые политические темы; фрагменты выступлений государственных лидеров и другой материал.

4. Важно! Данная техника понимания не перекрывает и иных способов отношения к тексту. На предмете «литература» учащийся осваивает различные приёмы проникновения в художественные тексты. Например, известным педагогом Е. Н. Ильиным разработан блестящий способ работы с текстом: «приём — вопрос — деталь». Многие литературные произведения вообще не требуют аналитического подхода, достаточно насладиться красивым языком (такое отношение удерживается, например, на курсе Арины Родионовны). Однако подход, усвоенный в данной программе, поможет учащемуся в дальнейшем в понимании любых литературных произведений — от «Ревизора» до «Братьев Карамазовых».

5. Время освоения данной программы рассчитывается следующим образом. На первую часть, «Чтение», отводится от 1 до 3 месяцев, в зависимости от уровня подготовки учащегося. Погружение в «Слово» (второй блок — 3 дня). На выработку схемы «осмысленного чтения» (пять уровней понимания) уходит ещё 1–2 месяца. Для формирования достаточно развитого навыка понимания потребуется ещё 3–5 месяцев регулярных занятий. Таким образом, данная программа в неспешном режиме осваивается максимально за 1 учебный год. После этого можно переходить к учебному предмету «Литература».

6. Мы рекомендуем разнообразить учебный материал и уже со второго месяца использовать «практичные» тексты, при чтении которых легко видеть усвоенный способ работы.

Вектор развития

Когда я создавал свой ЖЖ, преследовал цель рассказать о возможностях Образования. Такого образования, которое может менять жизнь людей к лучшему, которое позволяет людям осознавать свои цели и ценности и выстраивать деятельность в соответствии с этим осознанием. Это образование подразумевает мышление и творчество. По своему характеру оно совсем не похоже на ту рутину, с которой мы с детства привыкли встречаться и которую по ошибке тоже называем этим словом — образование.

Смешно и грустно. Нас вновь пугают кризисом и объясняют, что таблетки от кризиса до сих пор не найдено. Лучшие экономисты Европы загоняют свои страны в тупики, из которых не видят выхода. Слепые ведут слепых. На наступающее (точнее — наступившее) Новолетие прогнозируется очередной, самый масштабный из кризисов.

Но ведь все решения — на поверхности, достаточно изменить масштаб рассмотрения темы. Все кризисы — кризис власти, экономический кризис, финансовый кризис, кризис производства... — это результат и проявление кризиса мышления, который закладывается в системе образования. Европейская модель образования, к которой в последние 15 лет тяготеет и Россия, исключает такие сущности, как понимание, мышление и творчество. Эта мина замедленного действия не может не сработать. В основе общепринятой модели — закачка в головы учащихся информации. Почему все разговоры по поводу модернизации образования вертятся вокруг темы ЕГЭ? Да потому, что это единственный механизм контроля качества закачки информации, а попутно — этой образовательной модели и этого формата сознания.

Все кризисы будут проходить как смена типа общества. От информационного общества человечество будет просто вынуждено перейти (возможно, — хаотично и болезненно, возможно, — осознанно и управляемо, скорее всего — первое) к пост-информационному, фундаментом которого будет уже не манипулирование информацией, а обладание Знаниями, овладение собственным Мышлением и Деятельностью. Это и есть программа становления нового типа образования. Началом этого процесса я вижу даже не написание неких концепций или подробных описаний и технологических инструкций, а выстраивание целостных образовательных проектов. Эти проекты промысливаются как альтернатива государственному деградационному тренду, но по сути могут определить вектор выживания и развития государства и общества. Проекты, на мой взгляд, очень простые и понятные каждому.

 

Что мы (я) можем (могу) делать и даже иногда делаем (делаю)

1. Можем сделать лучший образовательный центр в России (детский сад — общеобразовательная школа), отличающийся от единиц государственного образования по целям и содержанию, отвечающего актуальным вызовам и социальным задачам, в том числе требованию открытости системы — содержимое учебных программ (они составляют около 35–40% объёма работы) обеспечивает возможность продолжения обучения в системе государственных институтов на самом высоком уровне. Содержание образования основано на идеях опережающего образования, на формировании мышления и деятельности. Базовое дошкольное образование направлено на раскрытие в каждом максимального творческого потенциала — на становление Человека. 

2. Можем сделать лучший оздоровительно-образовательный лагерь в Европе. Готов проект, выстроена целостная концепция, которая кому-то может напомнить времена «Артека», но на новой методологической базе. Такая «отпускно-оздоровительная» единица, как лагерь, позволяет включить новое образование в доступном игровом формате.

3. Проработан интересный проект на материале одного из городов Краснодарского края — превращение его — «ребрендинг» — в образовательную столицу России. Город можно выстроить как целостный образовательный проект. Администрация города в настоящий момент самоопределяется — стоит ли рисковать и отказываться от модели города как большого песчаного пляжа с миллионами лежащих туловищ.

Другие проекты ещё проще и менее масштабны — я говорю о школе поселений, о родовой школе, о семейной школе и домашнем образовании и т. д. Это всё попутно, для разминки. Здесь нет речи о целостной образовательной практике. В проектах, перечисленных выше, есть претензия на целостность. Каждый из таких проектов может выступить центром кристаллизации образования нового типа.

Спасибо всем и удачи!

 

Анатолий Сторожев. г. Ростов-­на-­Дону.

Категория: №03(092)2012 | Добавил: winch (10.11.2015)
Просмотров: 781 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024